Мои статьи

 Как приучить ребёнка к чтению

 Совсем недавно наша страна считалась самой читающей страной в мире. Было множество клубов библиоманов для взрослых, в детских учреждениях активно работали клубы любителей чтения, а библиотек было гораздо больше, чем торгово-развлекательных центров.

Помню, как обменивались «дефицитными» книгами друг с другом. Многие семьи выписывали Роман-газету, где публиковались ещё не изданные произведения. А так хотелось быть первым, кто прочтёт!

Покупать книги могли себе позволить любые слои населения. Поэтому в каждом доме были книги. И у каждого ребёнка была возможность приобщиться к познанию мира через чтение. Да у детей просто не было другого выхода! Ведь все кругом читают!

Конечно, не все впоследствии сохранили любовь к чтению. Это понятно. Жизнь взрослого человека многогранна и заставляет решать одновременно множество задач. Так что люди просто отодвигают чтение книг на второй план.

Не так давно мне довелось поработать в библиотеке. И коллеги рассказывали, как они работали раньше. Читальные залы были переполнены, приносили дополнительные стулья, чтобы хоть как-то вместить всех читателей. На некоторые книги записывались в очередь. Да и на абонементе (где можно брать книги на дом) ежедневно негде было «яблоку упасть», как говорится, столько было читателей! Библиотекари сбивались с ног, лавируя между полками, чтобы успеть всех обслужить.  Да что я тут рассказываю, многие ещё прекрасно помнят эти времена!

И старшее поколение, и многие из более молодых до сих пор убеждены, что никакая техника не заменит классическую книгу. В этот раз мы не будем разбирать причины, приведшие к тому, что теперь всё изменилось. Извечный русский вопрос «Кто виноват?» оставим.

А попробуем разобрать другой не менее вечный и не менее русский вопрос «Что делать?» Чувствуете, сразу к классикам обратиться захотелось?

Этот вопрос волновал людей и раньше, а не только наших современников. При одних цивилизациях чтение считалось привилегией высших слоёв населения, и доступно оно было немногим.

В другие времена общество пыталось сделать всё, чтобы ликвидировать безграмотность. Лев Толстой создал школу для крестьянских детей, писал специально для детей разных возрастов сказки, поучительные рассказы. Они были короткими по объёму, ёмкими по содержанию и глубокими по смыслу. А какими ненавязчиво поучительными!

Недавно сама с удовольствием открыла для себя заново сказки Л.Н. Толстого. Столько добра, света в них! Просто душой отдыхаешь.

Сейчас модно брать интервью у знаменитостей. И телеведущие, корреспонденты, блогеры иногда касаются вопроса: «Как приучить ребёнка к чтению?» Ответы можно услышать самые разные. Любой можно взять на вооружение и пробовать применить.

Необходимо отметить, кстати, что этот вопрос озадачивает родителей, которые сами воспринимают чтение как необходимость и один из способов постигать этот удивительный мир. Не всем это надо.

Есть родители, которые просто отмахнутся, мол, не читает, и не надо, что я сделаю? И делать ничего не будут.

Первый совет, который чаще всего выдают психологи, это «Родители своим примером …. и т. д. и т. п.» А теперь подумайте, как много вы знаете семей, где старшее поколение (бабушки-дедушки) читают запоем, родители книги из рук не выпускают, а детям подавай планшет, компьютер, телефон? Правильно, они есть, и их много.

Как же заинтересовать ребёнка чтением? Однозначного ответа всё равно никто не даст. Для нашей семьи чтение — не пустой звук. Когда такая задача встала перед нами, мы решали её по-разному.

Со старшей дочерью (ей сейчас 17 лет) мы поняли, что она гуманитарий. В третьем классе она случайно поучаствовала в театральном мероприятии. Её настолько это захватило, что она стала активной участницей театральной студии. А там роли разучивают, стихи, прозу со сцены читают, сами сценарии пишут. Тут уж без чтения никак. Не будешь читать - прощайся со сценой! Так и пошло дело.

Следующий по возрасту в нашей семье — это мой племянник (13 лет). Он не такой гуманитарий, и к чтению пришёл иначе. Как «раскрыла секрет» его мама — ребёнок просто нашёл «свою» книгу.

Есть в среде библиотекарей такой профессиональный термин «читательский опыт». Так вот считается, что если первый «читательский опыт» был удачным, положительным, то дальше можно не волноваться, человек будет читать.

А если опыт был получен «из-под палки», не под то настроение, не в подходящей атмосфере и т. п., то потом очень сложно будет человеку получать удовольствие от процесса чтения.

Так вот пример с моим племянником, это как раз иллюстрация данного вывода. Однажды к нему в руки попал детский детектив автора Роньшина, и с этого читательского опыта дело, как говорится, пошло.

А с младшим сыном (ему 11 лет) у нас всё иначе складывается. Когда знает, что по программе надо, и сроки поджимают, то сядет, почитает. Сотрудники детской библиотеки посоветовали не торопиться, пусть тоже найдёт «свою» книгу, а пока читает по программе.

Недавно принесла я для себя «Мифы и легенды» древних славян, а сыну она до того понравилась, что он всю её прочитал, искал потом в интернете всё про богов из этой книги, рисовал символы Сварога, Перуна и т. д. Ну кто вот ожидал?

А ещё наша семья в детской библиотеке одна из самых читающих. Нас часто приглашают поучаствовать в различных акциях, конкурсах, мероприятиях. Вот одно из таких, где мы заняли первое место:

DSCF2272

Давно замечено, когда в руки ребёнку попадает интересная книга, он её листает, рассматривает картинки, хотя бы выборочно почитает. Поэтому я думаю, нельзя оставлять попыток приобщения к книгам никогда, даже когда кажется, что все способы исчерпаны. Если не мы, то кто же приучит наших детей, внуков читать?

DSCF2287

Так что делаем выводы, родители: личный пример, читательский опыт, любимые авторы и многое другое. Всё пробуем, применяем, накапливаем свой личный опыт, делимся с другими. Единственное, что хочу добавить — чем раньше мы начнём прививать детям любовь к книгам, тем успешнее будет этот процесс.

 

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS